ГЛАВНАЯ   УСЛУГИ   ЗАКОНЫ   ПРЕССА   КРИПТОГРАФИЯ   PRIVACY   СОРМ   KeyPGP

ЗАЩИТА ОТ ВРЕДНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ФАКТОРОВ

   Наша нынешняя жизнь немыслима без ПК, но при работе с ним необходимо учитывать ряд факторов вредно сказывающихся на нашем здоровье.

   Для начала предлагаем вниманию читателей статью из журнала "Огонек", которая прояснит суть данной проблемы.

   "ОГОНЕК", № 24, 16 июня 1997
   Здоровье
   КОМПЬЮТЕР РАБОТАЕТ - ЧЕЛОВЕК БОЛЕЕТ

   Россия остается крупнейшим в мире заповедником устаревшей, вредной для здоровья компьютерной техники. Каждую профессию сопровождает свой набор болезней. Уже первая в нашей жизни профессия, через овладение которой проходим мы все, - профессия школьника - чревата сколиозом, то есть искривлением позвоночника. А когда к моменту окончания школы мы выбираем себе будущую специальность, то вместе с нею выбираем и прилагающиеся к ней заболевания.

   Капитан морского судна, например, которому приходится часами стоять в рубке рядом со штурвальным, за романтику дальних странствий расплачивается тромбофлебитом, варикозным расширением вен, ревматизмом. Космонавту грозит остеопороз - разрыхление костей, шахтеру - легочные заболевания, шоферу - геморрой. Профессии, связанные с работой на персональном компьютере, не исключение.

   Страшнее "мышки" зверя нет.

   Общеизвестно, что у людей, постоянно печатающих на механической машинке, развивались болезни суставов. Электрическая машинка, с ее практически невесомой клавиатурой, сняла эту проблему. Казалось, эту безопасность перенял и компьютер. И вдруг... Электронная "мышь" (пульт управления компьютером), как выяснилось, может больно "кусаться": сперва ощущение такое, будто мурашки бегут по руке, потом всю руку до локтя пронизывает острая боль, затем рука немеет.

   Так описывают симптомы "мышиного укуса" пациенты доктора Эмиля Паскарелли из Колумбийского университета (США). Новый компьютерный недуг уже получил название: Repetitive Strain Injury (хроническое растяжение сухожилий травматического характера), сокращенно - RSI. По данным американских исследований, новая компьютерная болезнь распространяется с катастрофической быстротой и поражает в основном тех пользователей, которые имеют дело с компьютерной графикой. Им приходится чуть не тысячу раз на дню производить однообразные мелкие движения рукой - нажимать на "мышку", в то время как кисть человека к такой нагрузке совершенно не приспособлена. "Я говорю своим пациентам, что они - настоящие компьютерные атлеты", - рассказывает Эмиль Паскарелли, пока еще редкий специалист по травме RSI. По его мнению, новое заболевание можно считать производственной травмой.

   Совет доктора Паскарелли: если у вас после работы с "мышью" появляются любые боли, немедленно обращайтесь к врачу. Мировая медицина уже разработала специальный гимнастический комплекс упражнений для пальцев, кисти и всей руки. Очевидно, пока до России не дошли эти новейшие лечебные гимнастики, надо воспользоваться своими, пусть не специально для компьютерщиков разработанными, однако очень эффективно снимающими напряжение и усталость.

   Как выбраться из сетей Интернета

   Психологи обнаружили новое заболевание: компьютероманию, или маниакальную зависимость от Интернета. Воспаленные, покрасневшие глаза, высокая степень физического истощения - это "слезоточивое зевание", как называют шутники в Германии тот общий синдром усталости, которым сопровождаются ночные странствия по Интернету у энтузиастов виртуальной реальности.

   Однако психологи раньше прочих почувствовали опасность компьютерных игрищ. Ведь постоянным клиентам Интернета свойственно страстное желание снова и снова погружаться в компьютерный мир и не выходить из него. Специалисты спорят относительно названия болезни, но все они едины в одном: синдром привыкания к Интернету, безусловно, нуждается в лечении. По мнению целителей наших душ, интернетомания столь же разрушительна, как алкоголизм или наркомания, и ведет к глубоким изменениям личности - самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность психики, внешние проявления рассеянности и неряшливости, наплевательское отношение к близким, не говоря уже о разорительных издержках на оплату телефонных услуг. Опасаются, что интернетомания приведет к изолированности отдельных людей в масштабах эпидемии. Экспертов, выдвигающих подобные прогнозы, не смущает даже тот факт, что в прежние времена их коллеги уже пугали общество аналогичными, жуткими пророчествами - в связи с широким распространением радио и телевидения. Хотя болезнь еще очень молода, психологи успели провести достаточное количество исследований одурманивающего эффекта при работе в Интернете и по его симптоматике.

   Согласно полученным данным, зависимым должен считаться всякий, кто по нескольку раз в день проверяет свой "ящик", кто в своих виртуальных странствиях забывает про время, кто ест перед монитором, а не за столом, и, конечно, тот, кого близкие "слишком часто пилят" за то, что он чересчур увлекается компьютером. Помимо них, в опасную зону уже вступил и тот, кто ругает себя за излишнее увлечение всемирной сетью - дескать, снова дал маху, засиделся почти до утра, как болван! По логике ученых, такое поведение свидетельствует о наличии очень сильного желания, то есть обнаруживает маниакальность.

   Возникает дилетантский вопрос: не слишком ли широка симптоматика? Основываясь на ней, психологи обнаружили только в Соединенных Штатах Америки около миллиона жертв новой мании, нуждающихся в применении специальной терапии. Не станет ли новая опасность новым фантомом? На самом деле оболваненных Интернетом чудаков, которые проводят в дигитальных райских кущах по 40 и больше часов в неделю, довольно мало. Практики, правда, считают, что жертвами кратковременной (!) лихорадки являются от трех до пяти процентов всех пользователей всемирной сети, однако подобные состояния характерны для начинающих, и большинство из них сами отказываются от завлекательных многочасовых путешествий по сети, как только развеется первый восторг. Ничего удивительного, если иметь в виду явное слабоумие, воцарившееся в виртуальных "клубах-говорильнях".

   Процессу отвыкания, "выздоровления", обычно способствуют ссоры с близкими, особенно при угрозе партнера покинуть своего "свихнувшегося кибера", который совсем разучился разговаривать и способен отвечать на обращенную к нему речь лишь невербальными сигналами - кивком головы или пожатием плеч. В этой связи любопытен анализ групп населения, наиболее подверженных новой болезни.

   Итак, больше всего "маньяков" среди новичков, которые только что обзавелись компьютером и с энтузиазмом погрузились в "иную реальность". Среди них наиболее активными потребителями современного дурмана оказались, к великому удивлению экспертов, пожилые одинокие пенсионеры и домохозяйки средних лет. "Студенты и школьники, - сообщает К. Янг, - подвержены маниакальному синдрому гораздо реже, чем мы предполагали".

   К чести психологов надо отметить: они уже разработали общие принципы помощи пострадавшим и соответствующую терапию. К. Янг, в частности, рекомендует ни в коем случае не производить "резких движений" - отвыкание должно проходить с постепенным сокращением времени пребывания в сети. В большинстве случаев требуется одновременный курс психотерапии.

   О психических корнях заболевания пока еще ведутся ожесточенные споры: проблемы контактности или материнская травма, контактные травмы или материнский комплекс - вариантов не счесть. В одном душеведы единодушны и свято следуют завету дедушки Фрейда, который учил: "Оплата наличными полезна для выздоровления пациента".

   Бесплатную помощь обещают группы, называющие себя "Анонимы Интернета" или "Сетеголики" и действующие по принципу: помогу себе сам. Впрочем, для получения этого бесплатного сыра несчастный пленник сети должен снова и снова входить в Интернет - а это представляется столь же разумным, как организовывать встречи анонимных алкоголиков в ирландском пабе.

   Мы пытались выяснить, сколько компьютерных психов у нас, в России. Все психиатры в один голос подтверждают, что погружение в компьютерную жизнь чревато нервными болезнями. Несомненно, людей с психическими отклонениями на этой почве можно встретить среди пациентов соответствующих диспансеров и клиник, однако наши врачи их пока не идентифицируют как больных "компьютерной болезнью".

   Щит и меч

   Вообще-то электромагнитное излучение испускают все бытовые приборы: обычный радиоприемник, телефон, магнитофон, видик. И воздействие их однозначно вредно, правда, в разной степени. Но ни с одним из них, кроме телевизора, человек не проводит столько времени, как с компьютером. А ведь многие из нас связаны с компьютером и на службе. Надо же было так случиться, что волн сверхвысокой частоты, которые не вредны на расстоянии уже более метра, бытовые приборы как раз не излучают. А короткими, средними и длинными волнами они заполняют все помещение, если не встречают преграды. Неслучайно на подводных лодках используют низкочастотные длинные волны - они легко, без помех и искажений преодолевают тысячекилометровые толщи воды.

   Мониторы десятилетней давности излучали со страшной силой. Исследования показали, что излучение осложняет сердечно-сосудистые заболевания, отрицательно влияет на развитие беременности, снижает иммунитет. При длительном воздействии компьютера сперма теряет свою активность. Отмечены были случаи образования опухолей.

   Излучателем в компьютерах старых конструкций является кинескоп, точнее, его хвостик, на который подается высокочастотное высоковольтное напряжение. Этот хвостик действует как антенна, распространяющая в пространстве вокруг себя электромагнитные волны непозволительной мощности. Может быть, инженерная мысль решала бы эту проблему неспешно, но выяснились два неприятных обстоятельства. Первое: у старых компьютеров нет электромагнитной совместимости. Более мощные своим излучением создают такие помехи в стоящих рядом приборах, что иногда выводят их из строя. Как случалось, например, при управлении космическими полетами, что приводило к дорогостоящим ошибкам. Второе: оказалось возможным использовать сильное излучение для промышленного шпионажа и в разведывательных целях. С расстояния 30 - 150 метров специальные устройства считывали с компьютеров всю обрабатываемую ими информацию. Об этом много писала лет десять назад мировая пресса. Кроме экономического и политического ущерба, это наносило опосредованный вред здоровью операторов, которые жили в состоянии постоянного стресса. Ведь им было чрезвычайно трудно доказать, что виноваты не они, и избавиться от необоснованных подозрений.

   Американцы, которые обожают научно-технический прогресс, но выше всего ставят собственное здоровье, бросились на борьбу с невидимым врагом. За ними пошли азиатские и европейские фирмы. Совместными усилиями "Хьюлетт Паккард", "Ай-Би-Эм", "Сони", "Компаг", "Дек", "Самсунг", "Диджитал" сумели максимально обезопасить компьютер. Было найдено много новых технических решений. Например, корпуса стали делать экранированными: изнутри на корпус напыляется металлический слой толщиной всего несколько микрон, эквивалентный, тем не менее, целому саркофагу из металла. Корпус заземляется, "лишнее" напряжение не выходит с театра действий наружу, и компьютер перестает быть самодеятельной радиостанцией, работающей на врага. Но сквозь него не могут пробиться и внешние влияния - наводки расположенных неподалеку электроприборов. Благодаря этому сигнал, подаваемый на стекло монитора, приобрел еще большую стабильность, картинка стала предельно четкой и еще менее вредной для здоровья.

   Больным местом компьютера долго оставался экран. Ведь он не может быть еще одной непроницаемой стенкой саркофага, иначе не возникнет картинка. Теоретически задача формулировалась так: создать полупрозрачный бутерброд. На пути к оператору луч должен сначала нарисовать картинку, а затем встретиться со стенкой, сквозь которую проходит только изображение, а все остальные волны уводятся в сторону. И это удалось. Конструкция электронных трубок изменилась революционным образом. Вместо простого стекла с нанесенным на него люминофором (который светится при попадании в него электрона) появилось сложнейшее многослойное сооружение, в котором стекло, люминофоры и металлы соединены в причудливую композицию, призванную оберегать наше здоровье.

   Инженерная суть композиции представляет ноу-хау и тщательно скрывается фирмами-изготовителями. Тем не менее, известно, что один слой поглощает часть излучения, другой - отражает, третий служит "полотном" для картинки и т.д. В конечном счете, нам, потребителям, важен результат. А он поразителен. Компьютеры, сделанные по новым технологиям, почти не имеют электромагнитного излучения и практически безвредны для здоровья. Однако выпускаются они, только начиная с 1995 года и пока что весьма дороги.

   Конечно, для рядовой небогатой россиянки, ребенок которой каждый день ноет: "Мама, у всех компьютеры, я тоже хочу!" - проблема защиты здоровья собственного дитяти от компьютера будет актуальной еще много лет. Деньги на обновление парка имеют процветающие фирмы (как правило, банки). Закупив для себя безвредные компьютеры, опасные под видом благотворительной деятельности они "сбрасывают" в школы и в государственные службы, работающие с информацией, где трудятся в основном женщины. По оценкам экспертов, количество компьютеров последнего поколения у нас едва ли достигает 5%, и мы остаемся крупнейшим в мире заповедником устаревшей и опасной для здоровья техники.

Ситуация обострилась настолько, что в прошлом году Госкомсанэпиднадзор России впервые принял санитарные правила и нормы использования видеодисплейных терминалов и персональных компьютеров. Выпустить правила - это еще не решение дела. Но это хотя бы дает возможность каждому оценить степень риска.

   ПОДРОБНОСТИ

   Основные электромагнитные и электрические параметры, взятые из правил и норм использования видеодисплейных терминалов и персональных компьютеров:

- напряженность электромагнитного поля по магнитной составляющей на расстоянии 50 см от монитора не должна превышать 0,3 ампер/метр;

- напряженность электромагнитного поля по электрической составляющей на том же расстоянии не должна превышать 25 вольт/метр в диапазоне частот 2 - 5 герц и 2,5 вольт/метр в диапазоне 2 - 400 килогерц;

- поверхностный электростатический потенциал не должен превышать 500 вольт.

   Многие читатели, как и авторы этой заметки, мало что поняли в этой абракадабре. Понимать и не обязательно, как не обязательно водителю автомобиля понимать устройство мотора или домохозяйке знать механизм стиральной машины. Важно иметь цифровые ориентиры, для того чтобы "качать права" в магазине и на службе. Сравните параметры излучения вашего компьютера с нормативными, и вы будете знать, в какой степени безопасности ваше здоровье. Не поленитесь сходить для этого и в школу, где ваш ребенок общается с компьютером.

   Исходя из принятых норм, некоторые специалисты требуют срочно заменить на новейшие хотя бы те компьютеры, что стоят в наших школах. Увы, это невозможно из-за отсутствия средств. Значит, вам самим решать, что важнее: развитие интеллекта вашего чада или сохранение его здоровья (лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным - к сожалению, этот народный афоризм не всегда оправдывается в жизни).

   Кроме того, разве не надо обезопасить сотни тысяч компьютеров, находящихся в личном пользовании в наших квартирах? Где выход? Единственным доступным средством остаются навесные экраны. Лучший из них предлагает московский изобретатель Владимир Капитонов. Его экран в полтора раза эффективнее самых лучших зарубежных, что подтверждено специальными испытаниями. Но производится их пока что очень мало.

   Однако и с безопасным компьютером нельзя сидеть сутки напролет - от малоподвижной жизни могут появиться неприятности с позвоночником. Упомянутые нормы рекомендуют работать за монитором не более 6 часов в день, через каждые два часа освежая себя тридцатиминутной гимнастикой.

   Чтобы сохранить зрение, лучше всего купить компьютер, выпущенный после 1995 года, в крайнем случае - после 1992-го. Как бы ни был дешев предлагаемый вам компьютер, не берите его, если изображение дрожит. Чтобы расплывчатое изображение на экране монитора стало нормальным, иногда достаточно покрутить расположенную сзади ручку фокусировки.

   Чтоб не сглазил монитор

   Вредное влияние компьютеров на зрение было замечено еще при их появлении. Глаза уставали уже через несколько часов сидения за монитором, краснели и слезились. После слез наступала головная боль. А регулярное и длительное компьютерное бдение резко ухудшало зрение: те, кто уже страдал близорукостью, астигматизмом или дальнозоркостью, все чаще меняли очки и постепенно превращались в инвалидов, люди с нормальным зрением вскоре вынуждены были обзаводиться очками и отправлялись вдогонку за первыми. Внимание: глазные хирурги и сейчас, несмотря на то что нынешние компьютеры прошли через длинную череду усовершенствований, рекомендуют после операции на глазах два-три месяца не подходить к монитору.

   Слишком большая нагрузка на ослабленные хирургическим вмешательством глаза может привести к серьезным осложнениям. Со временем медики и инженеры разобрались, каким образом умные машины портят зрение. Вы легко поймете механизм их повреждающего действия, если в чулане вашей бабушки сохранился старый черно-белый телевизор. Включите его и посмотрите на экран вблизи: картинка как бы мерцает, мелко дрожит. Мониторы компьютеров долго изготавливались по тому же принципу, и изображение на них тоже дрожит. Смотреть на экран такого телевизора не очень опасно - дрожание скрадывается большим расстоянием. Иное дело - экран монитора, вплотную к которому приходится сидеть часами. Человек может даже привыкнуть к мелкой вибрации текста или картинки, но глаза автоматически ее регистрируют и напрягаются, напрягаются глазные нервы и соответствующие нервные центры мозга, и острота зрения неизбежно теряется. При этом в худшем положении оказываются операторы, занимающиеся выводом данных и считкой текстовой информации. Закономерность тут такая: чем крупнее объект на экране монитора, тем меньше утомляемость. Поэтому, например, компьютерные игры с их рисованными фигурами утомляют не очень. А цифры и буквы, каждая из которых колеблется, слегка меняя очертания, заставляют напрягаться и давят на зрение больше.

   Ученые объясняют причину дрожания так. В каждом электроприборе, кроме основного электромагнитного поля и продуцируемого им луча, сами собой образуются побочные электромагнитные излучения. Одно накладывается на другое, электронный луч, рисующий на экране изображение, дрожит - изображение тоже трясется. Поскольку устранить помехи невозможно, выход был найден в создании совершенного стабилизатора, который нейтрализует их воздействие. Благодаря этому изображение приобрело четкие контуры. Отрицательное влияние компьютеров на зрение резко упало, что вы могли заметить и по себе, если у вас машина следующего поколения.

   Итак, давайте сделаем выводы и дадим дополнительные рекомендации, взятые из "Гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14)":

   1. В качестве монитора ПК лучше всего использовать новые цветные жидкокристаллические мониторы (правда, они еще довольно дороги).

   2. Если вы пользуетесь обыкновенным монитором с ЭЛТ, но в обязательном порядке необходимо использовать защитный экран. Мы рекомендуем: Русский Щит (Золотой или Платиновый).

   3. Желательно чтобы компьютер был заземлен.

   4. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ:

- Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

- Схемы размещения рабочих мест с ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

- Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, пюпитра и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

- Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

- Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

- Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

- Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

- В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.

- Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями.

   5. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ:

   5.1. Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ

   5.1.1. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

   5.1.2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

   5.1.3. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ (приложение 15), которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

   5.1.4. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.

   5.1.5. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.

   5.1.9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

   5.1.10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.

   5.1.11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ

регламентированные перерывы следует устанавливать:

- для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;

- для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

- для III категории работ через 1.5 - 2.0 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

   5.1.12. При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.

   5.1.13. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений, изложенные в Приложениях 16 - 18.

   5.1.14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).

   5.1.15. В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ.

   5.1.16. Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).

   6.2. Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений.

   6.2.1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.

   6.2.2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза.

   6.2.3. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

- проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ (приложение 16);

- устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;

- подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;

- проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него;

- осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3 - 4 минут (приложение 18);

- проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости (приложение 17);

- замена комплексов упражнений один раз в 2 - 3 недели.

   6.2.4. Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или централизовано с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной музыки.

   6.2.5. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:

- исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;

- не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;

- не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;

- учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;

- двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.

   6.2.6. В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов - 4 часов при соблюдении профилактических мероприятий как во время учебных занятий.

   7.3 Требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений.

   7.3.1. В средних специальных учебных заведениях (ПТУ, техникумы и др.) длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований к условиям и организации рабочих мест должна составлять:

- для учащихся первого курса не более 30 минут в день;

- для учащихся второго и третьего курсов не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

- для учащихся третьего курса длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.

   7.3.2. После каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15 - 20 минут с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета) и организацией сквозного проветривания.

   7.3.3. При организации односменных занятий в учебном заведении следует организовывать в середине учебного дня (после 3 - 4 уроков) перерыв длительностью 50 - 60 минут для обеда и отдыха учащихся.

   7.3.4. При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

- проводить упражнения для глаз через каждые 20 - 25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ (приложения 16); а при появлении зрительного дискомфорта, выражающего в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;

- для снятия локального утомления должны осуществляться физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно под контролем физорга или педагога (приложения 17);

- для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультпаузы.

Комплексы упражнений следует менять через 2 - 3 недели.

   7.3.5. Общая продолжительность кружковой и факультативной работы с использованием ВДТ или ПЭВМ не должна превышать 2 часов в неделю, а непосредственные работы на ВДТ и ПЭВМ - не более 1 часа при соблюдении режима работы на ВДТ и ПЭВМ и профилактических мероприятий как при проведении учебных занятий.

   7.3.6. Кружковые и факультативные занятия с использованием ВДТ или ПЭВМ следует проводить после окончания учебных занятий не ранее, чем через 50 - 60 минут.

   7.3.7. Длительность работы с использованием ВДТ или ПЭВМ во время производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 3 часов в день при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий.

   8.4. Требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста

   8.4.1. Для учащихся X - XI классов по основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов - 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

   8.4.2. Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ или ПЭВМ не должна превышать:

- для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут;

- для учащихся II - V классов - 15 минут;

- для учащихся VI - VII классов - 20 минут;

- для учащихся VIII - IX классов - 25 минут;

- для учащихся X - XI классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут;

   8.4.3. Работа на ВДТ и ПЭВМ должна проводиться в индивидуальном ритме и темпе.

   8.4.4. После установленной длительности работы на ВДТ и ПЭВМ должен проводиться комплекс упражнений для глаз (приложение 16), а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложения 18).

   8.4.5. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут, во время которых следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

   8.4.6. При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПЭВМ и ВДТ в учебно-производственном комбинате или других учреждениях 50% времени следует отводить на теоретические занятия и 50% времени - на практические.

...

   8.4.8. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ и ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных

занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

   8.4.9. Занятия в кружках с использованием ПЭВМ И ВДТ должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

- для учащихся 2 - 5 классов (7 - 10 лет) не более 60 минут;

- для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

Недопустимо отводить время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся 2 - 5 классов и 15 минут для более старших учащихся.

   8.4.10. Условия и режим дня в школах "Юных программистов", организуемых в период школьных каникул в течение 2 - 4 недель, должны соответствовать санитарным нормам и правилам "Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей".

   8.4.11. Занятия с ПЭВМ и ВДТ в школах "Юных программистов" не должны быть более 6 дней в неделю, седьмой день недели должен отводиться для отдыха, без работы на ПЭВМ и ВДТ.

   8.4.12. Общая продолжительность занятий с ПЭВМ или ВДТ в школах "Юных программистов" должна быть в течение дня ограничена:

- для учащихся 8 - 10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 минут;

- для учащихся 11 - 13 лет двумя занятиями по 45 минут: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня;

- для учащихся 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 минут каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

   8.4.13. Через 20 минут работы на ПЭВМ или ВДТ следует проводить гимнастику для глаз (приложение 16). Между двумя занятиями следует устраивать перерыв в течение 15 минут, во время которого организовывать подвижные игры или физические упражнения с проведением комплекса упражнений для снятия локального и общего утомления.

   8.4.14. В школах "Юных программистов" "компьютерные игры" с навязанным ритмом допускается проводить не более одного раза в день продолжительностью:

- до 10 минут для детей младшего школьного возраста;

- до 15 минут для детей среднего и старшего школьного возраста;

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

   8.4.15. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.

   8.4.16. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз.

   8.4.17. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ и ВДТ в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

   8.4.18. Занятия дошкольников с использованием ПЭВМ или ВДТ должны проводиться методистом или в его присутствии.

   8.4.19. Занятиям с ПЭВМ или ВДТ должны предшествовать спокойные игры, проводимые в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.

   8.4.20. Запрещается использование одного ВДТ или ПЭВМ для двух и более детей независимо от их возраста.

Подборку подготовили: Владимир ЗАСЕЛЬСКИЙ, Галина ЛЕОНОВА, Ольга ЧЕРНЫШЕВА

ГЛАВНАЯ   УСЛУГИ   ЗАКОНЫ   ПРЕССА   КРИПТОГРАФИЯ   PRIVACY   СОРМ   KeyPGP

Rambler's Top100 Rambler's Top100
Hosted by uCoz