ГЛАВНАЯ УСЛУГИ ЗАКОНЫ ПРЕССА КРИПТОГРАФИЯ PRIVACY СОРМ KeyPGP |
Несколько слов о СОРМ
-- Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие длинные руки?
-- Чтобы лучше тебя слышать, дитя мое!
Разрабатывается проект нового нормативного акта, по которому ФСБ будет иметь к каждому провайдеру выделенную линию и в онлайн режиме управлять аппаратурой и программами провайдера на предмет тайного съема принимаемой и передаваемой абонентом информации, а также других сведений об абоненте. Если провайдер не захочет обеспечить ФСБ соответствующий "сервис", то у него отберут лицензию.
ОТ КООРДИНАТОРА (2 августа 1998г):
СОРМ - это система технических средств для оперативно-розыскных мероприятий. Сегодня существует проект нового нормативного акта (статус которого пока неизвестен), по которому ФСБ
хочет иметь к каждому провайдеру выделенную линию и в онлайн режиме управлять аппаратурой и программами провайдера на предмет тайного съема принимаемой и передаваемой абонентом информации, а также других сведений об абоненте. Если провайдер не захочет обеспечить ФСБ соответствующий "сервис", то у него отберут лицензию (см. "Молчание провайдеров"). После этого лицензии останутся только у самых покладистых к ФСБ провайдеров.Для разработки технических требований к подобной авантюре (СОРМ сетей документальной электросвязи) Госкомсвязи России образовал рабочую группу из представителей Госкомсвязи России, ФСБ России, ЦНИИС и Главсвязьнадзора. Руководитель рабочей группы - Златкис Ю.В. Проект обещают принять в течение месяца.
Вводимая модификация системы СОРМ (СОРМ-2) эквивалентна тому, что (конечно, в целях защиты общественного порядка) граждане должны сдавать копии ключей от своей квартиры (и машины, и гаража, и почтового ящика) в ближайшее отделение милиции - чтобы милиции было удобнее в любое время навещать жилище (брать машину, пользоваться гаражом и просматривать почтовый ящик) на предмет ловли каких-нибудь потенциальных преступников. Учитывая, что в милиции (как и в ФСБ) работают далеко не ангелы, можно представить, что будет при таком порядке
вещей.При существующем сегодня порядке СОРМ (СОРМ-1) в компьютерных сетях, Большой Брат должен прийти к провайдеру, показать судебное решение на соответствующие действия (кстати, по Конституции это верно для физлиц, а Закон о связи распространяет это и на юрлиц) и провайдер окажет Большому Брату помощь (в обмен на неотъем лицензии). То есть существует точка проверки наличия судебного решения (или санкции прокурора), что является гарантией соблюдения хоть какой-то публичности. А публичность (хотя бы такая маленькая) является единственной гарантией отсутствия злоупотреблений при применении силы (официальная подглядка, подслушка и кража собственности - это, конечно, применение силы). При обысках той же цели служат присутствие понятых. И тогда представители
Большого Брата не смогут подкинуть какой-либо наркотик при обыске квартиры, или воззвание о штурме Лубянки при обыске почтового ящика. А также не смогут украсть золотое кольцо при обыске квартиры или свеженаписанное стихотворение при обыске почтового ящика.Сегодняшний проект СОРМ-2 смещает акцент: современная технология (он-лайн доступ) используется административно для того, чтобы ФСБ могло уйти от предъявления санкций (а санкция - это несколько виз, хоть какая-то публичность. Умолчим и о понятых...). В результате в выделенную линию "провайдер-ФСБ" (линия-то с резервированием!) полезут и младшие клерки ФСБ, и дополнительные хакеры - и все, разумеется, тайно и не документируемо. И за счет абонентов: в документах явно оговаривается графа "за чей счет покупаются" аппаратура, каналы и программы. По текущему проекту это является предметом переговоров провайдера с ФСБ. Нетрудно догадаться, кто будет оплачивать все эти накладные для нас с вами расходы... Заодно ФСБ получит выделенную линию в Интернет "на халяву
" (пусть докажут, что это не так! Провайдеры уже сообщали нам о поборах аппаратурой по СОРМ-1! Ведь СОРМ-1 (в гораздо менее технологизированном, но более культурном варианте) в сетевом провайдинге есть уже сейчас, проект только безобразно модифицирует практику. И поборы тоже идут уже сейчас: в конечном счете за средства абонентов. Заметим, что провайдеры сегодня не критикуют ни СОРМ-1, ни СОРМ-2: они боятся это делать. Любая критика может обернуться для них потерей лицензии. Их мнения приводятся, как правило, анонимно.Представьте себе город, улицы которого спроектированы так, чтобы полиции было удобнее их патрулировать - чтобы ограниченное число полицейских, расставленных случайным образом, могли все видеть и слышать. Боюсь, что местности, спроектированные таким образом, не будут лучшими с точки зрения архитектуры - лучше, если бы архитекторы больше думали об удобствах живущих в городе людей, а не полицейских. Если распространить это на наш виртуальный город - Интернет - то выяснится, что введение СОРМ-2 и аналогичных мероприятий (хорошо, что пока не предлагают Clipper chip!) предлагает вернуться к старинным централизованным архитектурам, в которых нельзя по-настоящему децентрализовать транзакции - ибо о каждой транзакции потребуется сообщать в централизованные базы данных (см. тж. дискуссию о биллинге и прайвеси). Черт с ней, с политикой - но очень хочется технического прогресса, побыстрее и подешевле!
С политикой тоже не все просто. Похоже, государство, которое должно защищать прайвеси каждого человека, само показывает способы нападения. Существующий хлипкий баланс между гражданскими свободами и возможностью правопринудителей может быть неоправданно сдвинут в сторону правопринудителей. Электронные средства предоставляют не только множество новых способов для криминальной активности, но и множество новых способов дешевой слежки за каждым шагом людей. А при сильно сдвинутом балансе возможностей в сторону государства появляется призрак гораздо более сильного врага - тоталитаризма. У нас пока практически без
аргументации идет консолидация исполнительной власти, уверенный марш к "чрезвычайным полномочиям". А каждый шаг к "чрезвычайным полномочиям" силовых ведомств - это шаг к тоталитарному режимуГрань, отделяющая тоталитаризм от гражданского общества очень размыта. И еще: никакой тоталитарный режим себя таковым не признает. Любое применение силы со стороны государства - это всегда только для блага людей, даже если так не считают большинство людей в этом государстве. Интересно, сколько голосов граждан-пользователей Интернет против прослушки равны голосу одного среднестатистического чиновника силового ведомства, который будет за прослушку?
Похоже, правозащитники "прохлопали" введение СОРМ в телефонии в 1994-1995г.г.. Большинство этих документов даже не было опубликовано, что является обязательным для введения их в действие согласно существующему законодательству. Собственно, именно эти незаконные (неопубликованные) ведомственные акты по "телефонной" СОРМ и легли в основу проекта "сетевой" СОРМ-2. Важно вернуться к этой проблеме - но нельзя забывать, что "прослушка" моих телефонов юридически устроена по-другому, нежели "обыск" моих почтовых ящиков, хищение моей собственности-информации и т.д.. Устную форму (к чему ближе подслушанная речь) нельзя путать с почти
-вещами (собственностью) - документами, например. А поскольку для электронных документов не существует понятия "копии", то можно вести речь о краже оригиналов. С собственностью и документами режим обращения другой, нежели с высказываниями.Не является ли работа с информацией, данными, электронными документами не просто "подслушкой", а "изъятием интеллектуальной (или информационной, или нематериальной) собственности? Ведь поминает же проект "съем информации, принадлежащей абоненту"? А чья собственность на почтовый ящик абонента - его самого или провайдера? А не отличается ли юридический режим прослушки от юридического режима работы с чьей-то собственностью? И вообще - может ли ФСБ использовать третье лицо (провайдера) для проведения мероприятий с чужой собственностью (почтовым ящиком и пр.)? Отличается ли режим выемки почтового ящика у меня дома от режима выемки почтового ящика у моего провайдера юридически? Как устроена опись электронной выемки информации-собственности? Кто поручится, что ее вынули ровно столько, а не больше (или меньше - то есть "подкинули" информацию)? Какой режим использования изъятой информации? Просто хранение? А если в изъятой информации были пароли или программы? Дистанционный ли это обыск почтовых ящиков? А как с понятыми при обыске? Обычный функционально-эквивалентный подход, применяемый для переноса юридических конструкций на электронную почву...
На Западе сейчас выполнение требований СОРМ стоит абонентам 10-15% от стоимости услуг провайдеров, но задействование этой системы очень жестко регламентировано. В предлагаемом варианте "СОРМ по-российски" будет стоить дороже, а регламентацией использования этой системы пока и не пахнет.
Но я бы отрицал логичность подобного аргумента - ссылки на Америку. Некоторое время назад в Америке была и работорговля, и "сухой закон". А совсем недавно и монополия на телекоммуникации. И еще много чего не слишком хорошего. На Америку нужно равняться в лучших ее чертах, а не в худших. Наличие чего-либо в Америке - это не истина в последней инстанции
. Да к тому же американские провайдеры мобильной связи, согласившиеся несколько лет назад на требования местных рыцарей плаща и кинжала, неожиданно отказались платить за соответстующую аппаратуру и программы. Ведь это, как минимум, на 10-15% поднимет стоимость их услуг! И они получат меньшее число абонентов, меньшую прибыль, абоненты получат меньший объем связи за большие деньги. Американцы де-факто сегодня начинают идти по новому пути - они побеждают и госконтроль над сильным крипто, и гостребование установки СОРМ. Так почему бы не копировать именно этот, самый передовой (последний год-два) американский опыт? Поглядите, например, eff.org и www.cpsr.org - окажется, что СОРМ это только одно направление ущемления прав граждан.Уход от непрошенного потенциального присмотра со стороны ФСБ путем применения сильного крипто при новой технологии СОРМ прямо сегодня не слишком поможет - как минимум, будет известно: с какого телефона велся сеанс связи (требование к провайдеру обеспечить аппаратуру для этого есть в проекте. СОРМ, например, поможет ФСБ отслеживать ваши передвижения по городу с ноутбуком), кто, кому и когда послал сообщение. Это уже немало - и простая шифровка тут не поможет. Нельзя недооценивать важность защиты персональных данных - privacy. Но соответствующие криптотехнологии защиты от СОРМ появятся довольно быстро (в связи с угрозой СОРМ также активизировалось обсуждение легальности сильного крипто в России).
Кстати, большинство криптографов могут, но не хотят критиковать проект СОРМ-2: они заинтересованы в СОРМ экономически. Ведь введение технологических новшеств в СОРМ сулит им быстрый рост рынка. Потенциальным покупателем средств криптозащиты станет каждый гражданин, который не хочет за собой нерегламентированной слежки. Ясно, это сильно усложнит и удорожит большинство транзакций (мне нужно будет договариваться с новыми корреспондентами о способе переписки) - но я не хочу, чтобы кто бы то ни был лез руками неизвестной чистоты в мой канал связи и в мой почтовый ящик. Итак, ясно: дело спасения утопающих - дело рук самих утопающих. Законодатели законодателями, а хорошие криптопротоколы будут основным способом игнорирования СОРМ. Жаль только, что платить за связь придется все равно дороже - содержательно (бесконтрольная прослушка не будет угрожать абонентам) крипто проблему решит, но не решит экономически (громадная сумма нужных обществу денег будет выкинута на ветер).
Пришла пора как-то озаботиться: заметим, что заодно с "просто почтой" ФСБ целится и в финансовые транзакции, идущие по общим сетям. А это уже полный караул (зашифровку проигнорируют, но в соответствующий финансовый институт придут ножками и все выяснят в подробностях). Вот вам и банковская тайна!
Более того - ФСБ стремится и вовсе от розыскных мероприятий (прослушка, если это слово можно употребить к сетям) к вполне оперативным (диверсионным) операциям: дистанционно и бесконтрольно отключать абонентов от сети. Мало тайного обыска в вашей квартире - вас из этой квартиры еще и выселят, причем без ведома домоуправления! Разве что разрешат домоуправлению задокументировать этот факт. И не думайте, что СОРМ-2 - это очень сложно. Технически построить свою альтависту в ФСБ вполне смогут - и мониторинг огромного объема ежедневной переписки на предмет профилизации (они назовут это "индексированием") абонентов тоже смогут провести. Контент-анализ ясно покажет им и любителей сербов, и любителей торговли ценными бумагами, и любителей перевода денег в офшорные фирмы, и любителей женщин...
Сегодня нужно тщательно рассмотреть как регулирование СОРМ, так и экономику СОРМ. Дырки этого регулирования проявятся потом в каждом шаге уполномоченных на применение силы ведомств. И не только ФСБ: сегодня практически любое ведомство уполномочено на применение силы во вверенных им организациях (Банк России - в
кредитных организациях, ФКЦБ России - в участниках рынка ценных бумаг и т.д. А ведь уже сегодня участники рынка начинают испытывать на себе тот способ ведения дел по правопринуждению, когда проверка назначается, выполняется, оценивается одним и тем же лицом. И то же лицо выносит наказание по результатам проверки. Тот же "модифицированный" СОРМ, только с другими госведомствами в роли ФСБ).Но нет худа без добра - любопытным побочным выводом из всей этой истории является то, что ФАПСИ организованной прослушки не ведет (как и утверждало: подслушивает только за рубежом:), эта почетная роль сегодня у ФСБ. Может ли ФАПСИ быть объективным союзником разумных людей в вопросе о СОРМ (конечно, каждый понимает "разумных людей" по-своему)?
Интересно, а что думает Гостехкомиссия? Ведь она должна защищать нас (в государственном масштабе) от несанкционированного доступа к нашей информации! Пока Гостехкомиссия готовится сертифицировать СОРМ-2.
Но самая серьезная беда - у общества нет мыслей по поводу СОРМ-2, присутствуют одни эмоции. Нет на сегодня ни русскоязычной терминологии, ни аргументации "против" (равно, как и аргументации "за"). Активизм сводится к статьям в прессе, пересказывающим одни и те же материалы с сайта СОРМ, а также онлайн и оффлайн митингам c выплескиванием эмоций.
Надеюсь, что приведенные на сайте материалы будут стимулировать не только эмоции, но и мысль.
Левенчук,
координатор страницы
Три опасности СОРМ для общества и как их избежать (14 июля 1998г.):
- нарушение общегражданских прав: общественная защита строится на public education, массовом внедрении технологий сильного крипто, а также теоретической и практической проработке вопроса о регулировании операций по правопринуждению;
- нарушение прав собственности: общественная защита строится на public education, массовом внедрении технологий сильного крипто, а также на теоретической и практической проработке вопроса о регулировании отношений собственности на нематериальные ресурсы;
- непроизводительные экономические затраты на внедрение средств СОРМ: общественная защита строится на переносе ответственности за финансирование СОРМ на пустой госбюджет, а также теоретической и практической проработке вопроса об экономике правопринуждения.
Примечание: наличие особой точки зрения о полезности СОРМ для общества известно. Но хотелось бы от ее выразителей получить в ее защиту не поигрывание мускулами, лицензиями и звездочками на мундирах, а вдумчивый анализ и тщательную аргументацию. А сами пока будем вдумчиво и тщательно анализировать опасности СОРМ для общества.
Дело, конечно, не кончится только СОРМ. Цепочка "ФСБ - провайдер - абонент" с точки зрения регулирования правопринуждения изоморфна цепочке "Банк России - коммерческий банк - клиент", или "ФКЦБ России - профучастник рынка ценных бумаг - инвестор". Только эти проблемы там исторически называются слегка по-другому, и затрагивают не столько людей, как в случае СОРМ и телекоммуникаций. Но сотрудники упомянутых ведомств также не ангелы, устанавливаемая ими система контроля тоже дорого стоит, и клиенты (и их собственность) также уязвимы для ведомств, как и в случае СОРМ для телекоммуникаций. Нам начинают рассказывать о проверках в финансовых учреждениях, по результатам которых назначает наказание то же лицо, которое назначило проверку, провело ее и оценило результаты...
ГЛАВНАЯ УСЛУГИ ЗАКОНЫ ПРЕССА КРИПТОГРАФИЯ PRIVACY СОРМ KeyPGP |